Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Witcher_by_nekoyoukaii-d37yb1k

Wiedźminka Elle 79 *

198

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Трудно сказать, почему я обратила внимание на Everybody’s Gone to the Rapture. Возможно, я среагировала на словечко «rapture» в названии. Нет, нет, не поймите меня неправильно, ни тогда, ни тем более сейчас у меня и в мыслях не было проводить какие-то аналогии между новой инди-адвенчурой от «The Chinese Room» и знаменитым творением Кена Левина. Между ними нет ничего общего от слова «совсем», но у ассоциативного мышления своя логика, и она неизбежно накладывает отпечаток на наше восприятие. Вот так, в силу случайного совпадения ключевых терминов, эта игра попала в поле моего зрения, была куплена, пройдена и оставила после себя стойкое послевкусие в виде печали – печали от осознания конечности и хрупкости человеческого бытия.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Определенно Everybody’s Gone to the Rapture – вещь весьма специфическая, но вполне в духе создателей Deаr Esthеr (2008; 2012) и Amnеsia: A Mаchinе fоr Pigs (2013). Кто-то не без иронии уже окрестил ее симулятором ходьбы, кто-то предпочитает использовать более мягкий термин – смысловой пазл. Я бы охарактеризовала ее как игру-нарратив, где рассказываемая история занимает центральное место. При этом саму историю нам придется собирать по кусочкам в буквальном смысле этого слова, «коллекционируя» фрагменты чужих бесед и воспоминаний и стараясь их как-то упорядочить в своей голове.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Англия. Графство Шропшир. 1984 г. В результате загадочного события, произошедшего незадолго до нашего появления, некогда процветающая деревенька Ятон, расположенная близ обсерватории «Валис», полностью обезлюдела. От жителей остались лишь мерцающие сгустки энергии, способные воспроизводить обрывки состоявшихся в прошлом диалогов, да сообщения, заключенные в радиоприемниках и телефонных аппаратах. Эти световые и голосовые фантомы станут нашими источниками информации, на основе которой нам предстоит выяснить, что же на самом деле тут случилось и куда все подевались.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Геймплей Everybody’s Gone to the Rapture крайне прост и незамысловат. Мы можем ходить, смотреть по сторонам, слушать разговоры, не принимая в них участия, размышлять, сопоставлять факты... Изредка нам будет позволено включать или выключать электроприборы, однако эти манипуляции с выключателями никакой информационной нагрузки не несут. Просто толика интерактивности ради интерактивности.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Из услышанных разговоров и сообщений, как из кусочков мозаики, постепенно складывается более или менее ясная картина разыгравшейся в Ятоне трагедии. Хотя, трагедии ли? Это мы узнаем ближе к концу, а в самом начале у нас в активе имеется лишь много-много непоняток и тревожное ожидание встречи с чем-то непреодолимо опасным, несколько смягчаемое умиротворяющей красотой окружающих пейзажей и потрясающей, проникновенной музыкой от Джессики Карри. Однако полностью расслабиться не получается – неуютное, щекочущее нервы ощущение криповости на протяжении всей игры умело поддерживается звуковыми эффектами, дизайном локаций и убедительной игрой актеров озвучания, сумевших голосом и интонациями передать атмосферу отчаяния и страха, царившую среди жителей деревеньки в последние часы их существования. Раскиданные повсюду вещи в спешке собиравшихся ятонцев, брошенные у обочины машины с распахнутыми настежь дверцами, кучки окровавленных платков и салфеток, листовки, предупреждающие о введении режима карантина... И ни единой живой души вокруг, лишь призраки исчезнувших людей, появляющиеся из ниоткуда и спустя какое-то время бесследно растворяющиеся в пространстве... От всего этого веет безысходностью и обреченностью.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

В игре мы проживаем без малого один день, в течение которого нам предстоит пройти путь из одного конца карты в другой и узнать как можно больше подробностей о локальном конце света. Мир Everybody’s Gone to the Rapture изначально открыт, но поделен на зоны. Для каждой из них характерны своя цветовая гамма, свое музыкальное и звуковое наполнение, свои погодные условия, свое время суток, свое настроение. Эффект течения времени создается последовательным перемещением из одной зоны в другую: из ясного солнечного утра в знойный полдень, затем в дождливую вторую половину дня, а оттуда в малиново-фиолетовый закат, сменяющийся звездной ночью.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Помочь игроку не сбиться с пути и не пропустить ключевые для сюжета моменты (они же чекпоинты) призваны фантомы-проводники – курсирующие в пределах зон сгустки света с именами главных героев рассказываемой истории. Соответственно, каждая зона – это еще и сцена, где разворачивается мини-история, завязанная на конкретного ПОВ-персонажа. Начинается такая история с краткого знакомства – надпись на экране сообщает нам имя проводника, – а заканчивается прогулкой во тьме по дорожке со светлячками, в конце которой нас ожидает следующий именной летающий фантом. Из этих нарративных фрагментов постепенно составляется общая картина произошедшего. Точнее, должна была бы составляться, если бы не... открытый мир.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Изначально присутствующая в игре возможность не следовать непременно за «барабашкой»-проводником, а свободно перемещаться из зоны в зону и начинать знакомиться с новой мини-историей вне зависимости от того, завершены предыдущие истории или нет, в клочья рвет выстроенную сценаристами структуру повествования, превращая ее в хаотичное нагромождение вырванных из общего контекста фраз и событий. Ситуация усугубляется тем, что игра ничего не объясняет. О том, насколько важно для целостного восприятия рассказываемой истории следовать за проводниками, становится ясно далеко не сразу, да и открытый мир располагает к исследованию, а не к беготне за порхающим маркером. Кроме того, естественное стремление игрока зайти в каждый дом и заглянуть в самые отдаленные уголки садиков и палисадничков поощряется в виде обнаружения побочных диалогов и воспоминаний, проливающих свет на всевозможные подробности из жизни и взаимоотношения как второстепенных персонажей, так и главных.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Нарушение «правильной» последовательности повествования оборачивается не только смысловым сумбуром в голове игрока и невольным затягиваем расследования, но и неадекватностями в поведении «барабашек». Они то исчезают вовсе, то застывают на одном месте, не желая лететь к следующей точке с ключевым диалогом. И тогда игроку приходится самому судорожно метаться из зоны в зону в поисках затерявшихся концов, найти которые принципиально важно, ибо без этого не будет возможности открыть последнюю локацию и завершить игру.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Помимо проводников, в игре присутствует и другой тип подсказок, помогающих отыскать ключевые нарративы, – встречающиеся то тут, то там карты Ятона с отмеченным на них месторасположением чекпоинтов. Вот только о существовании этих карт и об истинном смысле намалеванных на них загогулин нигде прямым текстом не говорится. Внимательные и догадливые сумеют ими воспользоваться, а все остальные обречены идти мимо, пока методом проб и ошибок не освоят тот безмолвный язык намеков, посредством которого общается с нами игра. Everybody’s Gone to the Rapture ничего специально игроку не объясняет, всецело полагаясь на его наблюдательность и смекалку. Она ассоциируется у меня с неким подобием пантомимы, где каждое движение, каждый жест имеет свое значение, но постичь его сразу не удается. Должно пройти какое-то время, произойти погружение в мир игры, настройка на определенную волну, что ли, и лишь тогда многое проясняется, казавшиеся случайными звуки и предметы окружения обретают смысл. А за пониманием приходят заинтересованность и ощущение сопричастности судьбам ушедших в никуда людей.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Концовку сложно признать даже не то что бы счастливой, но хотя бы просто хорошей, пусть игра и пытается всячески убедить в обратном. Наверное, нужно быть искренне и глубоко верующим человеком (да, да, именно так, верующим), дабы все произошедшее с жителями Ятона воспринимать в позитивном ключе. Лично я так и не смогла проникнуться блаженным восторгом, которым разработчики, судя по всему, старались наполнить финальные сцены эпилога. Мне было, напротив, очень грустно, было жаль покинувших этот мир женщин, мужчин, стариков, детишек – мир, где они ссорились, ругались, плакали, злились, ревновали, ненавидели, но жили.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

Everybody’s Gone to the Rapture – все ушли на Небеса, все вознеслись. Так примерно можно перевести оригинальное название. В русской локализации его изменили на «Хроники последних дней», тем самым убрав явные религиозные коннотации, заранее настраивающие на совершенно определенное восприятие случившегося в Ятоне. Нейтральное название расширяет рамки интерпретации событий и позволяет игроку самому расставить смысловые и эмоциональные акценты в зависимости от его мировоззренческого и культурного бэкграунда. Для российского геймера, в массе своей являющего носителем преимущественно секулярного и посюстороннего сознания, это, я полагаю, важно, а потому смену названия конкретно в данном случае считаю оправданной.

"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"
Everybody’s Gone to the Rapture - "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" "Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture"

* * *

Неспешная, философичная игра-повествование, ориентированная на созерцание и размышление и полностью лишенная боевой составляющей, – весьма специфический продукт на игровом рынке, способный увлечь далеко не всех. Однако, если в свое время Dear Esther, Journey, Gone Home и т.п. пришлись вам по душе, то и Everybody’s Gone to the Rapture непременно стоит дать шанс. Простота и незамысловатость ее геймплея с лихвой компенсируется мощной эмоциональной составляющей и историями людей, реально заставляющими сопереживать. Впрочем, иного от The Chinese Room и не следовало ожидать.

198
Интересное на Gamer.ru

6 комментариев к «"Свет содержит ответы...". Рецензия на "Everybody’s Gone to the Rapture" »

    Загружается
Чат